Виды обучения для взрослых

В настоящий момент кроме традиционных видов обучения в учебных заведениях, предлагается достаточно большое количество новых форматов, которые различаются между собой по целями форматам.

Для более полного понимания, какие виды обучения подойдут для достижения ваших целей предлагается статья с коротким описанием различных видов и их особенностей.

Разделение видов условное, однако может дать общее понимание вопроса.

Вид обучения

Кол-во участников

Особенности

Наличие практики

Презентация

200 и более

Большое количество демонстрационного материала: презентации, демонстрационные материалы (продукция), раздаточные материалы

Практика ограниченная. Существует возможность самостоятельно ознакомиться с продукцией

 

Лекция

 

Без ограничений

Устная подача информации. Используются доска, слайды, плакаты

Отсутствует

Семинар

30-70

Передача преимущественно проверяемых данных, бизнес-технологий, часть из которых участники могут зафиксировать для себя

Ограниченная. Действует принцип «на завтра — на будущее»

Тренинг

12-35

Отработка навыков, выполнение упражнений участниками; относительно небольшой объем теоретического и раздаточного материалов

Высокая. Действует принцип «здесь и теперь»

Наставничество/Коучинг

1-10

Передача опыта и практическая отработка навыков и практическая психология, коррекция действий, индивидуальная работа наставника и стажирующегося

Высокое

Мастерские

 

10-40

Формирование умений, отработка навыков, закрепление установок

 

Высокое

Мастер-класс

 

Зависит от организации

Передача опыта и практическая отработка навыков, коррекция действий в режиме «аквариума»: мастер работает с несколькими участниками, остальные анализируют происходящее

Ограниченное

Деловые игры, мини-тренинги

 

До 60

Разбор конкретных ситуаций

 

Высокое

Рассмотрим эти виды обучения подробнее.

Презентация

Мероприятие, организованное для того, чтобы заявить о продукте, брэнде, фирме, персоне. Она представляет собой как испытанный способ привлечения внимания, так и одно из средств, используемых для создания имиджа.

Презентации различаются по аудиториям.

Более 200 человек — большая аудитория. Чем выше численность аудитории, тем больше она обращает внимание на личность и меньше на предмет презентации. В связи с этим большая аудитория требует от ведущего максимум ораторского искусства, официальности, четкости и минимального количества вопросов, а значит, и незначительного участия аудитории в процессе презентации.

Маленькая аудитория представлена не более чем 15 слушателями. В этом случае презентация подразумевает максимум вопросов и ответов, максимум неофициальности, гибкости, последовательность в изложении, знание своего предмета, а также минимум навыков оратора и обращения с визуальными средствами.

В случае работы со средней аудиторией допустим некий промежуточный вариант. При этом необходимо более точно корректировать свои действия в зависимости от предмета презентации и состава аудитории.

В тренингах «по продукту» и в ряде случаев в тренингах продаж, обучении ведению переговоров и искусству общения со СМИ тренеру очень важно владеть навыками презентации, так как в ходе занятий он собственным примером демонстрирует обучающимся работу с аудиторией.

Лекция

Занятие теоретического характера, в ходе которого лектор освещает основные проблемы и аспекты преподаваемого им и изучаемого аудиторией конкретного дисциплинарного курса. На мой взгляд, один из наименее эффективных методов обучения. В современном мире, когда любую информацию можно найти самостоятельно, лекция зачастую носит формальный характер.

Название «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник, переносное значение — «школа», и означает один из основных видов учебных практических занятий, имеющих целью передачу информации, знаний. Широко используется при обучении в вузах. Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

Тренинг

Вид активного обучения, в котором теоретические блоки материала подкрепляются практической отработкой навыков. В тренингах широко используются элементы презентаций, мини-лекций, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Мини-тренинг — тренинг, длящийся от 20 минут до 2 часов и направленный на решение актуальных задач. Как правило, проводится в начале рабочего дня или по его окончании.

Тренинги, как и семинары, являются наиболее эффективными видами обучения в организациях, когда за короткий промежуток времени необходимо донести до группы сотрудников определенный объем материала.

Наставничество/коучинг

Коуч — персональный бизнес-тренер. Он работает индивидуально с клиентом. В задачи коуча входит составление плана и достижение клиентом запланированного. Коуч выступает в качестве тренера, психолога, помощника, вдохновителя, негативного мотиватора. 

Деловые и ролевые игры

Вид обучения, в котором отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности участников. Отличие деловой игры от ролевой заключается, как правило, в сценариях. Деловые игры моделируют ситуации, связанные с реальными ситуациями и бизнес-процессами, тогда как ролевые игры могут быть построены на придуманных, сказочных, нереальных ситуациях. Кроме того, ролевые игры направлены на то, чтобы развивать личностные характеристики.

Любая игра должна иметь четкую цель — скрытую или явную, то есть после окончания игры участники должны получить определенный опыт. Для этого им необходимо проанализировать все плюсы и минусы своих действий, разобрать, что можно было сделать еще, почему не получилось быть более успешным.

Деловые или ролевые игры проходят в три этапа: подготовка, проведение и анализ. Каждому из этапов необходимо уделять одинаковое внимание. Недоработка любого из этапов может сказаться на дальнейшем процессе обучения: в основном негативно, хотя, как показывает практика, если у тренера большой опыт работы, он сможет любую ситуацию повернуть в необходимую ему сторону.

Мастер-классы

Показательное выступление и/или обучение психологии учеников Мастером (руководителем, специалистом и т. д.). Изначально мастер-классы проводились в области вокального и хореографического искусства, но постепенно были переняты и в настоящее время активно используются в бизнес-обучении. Отличие от открытого урока в школе или открытой лекции в вузе, которые обычно являются формой обмена опытом между преподавателями либо способом оценки их работы, состоит в том, что мастер-классы проводятся руководителями или признанными специалистами, имеющими значительные достижения, собственные труды, последователей, школу и т. п. Как ни странно, наиболее эффективны мастер-классы в подготовке тренеров.

Мастерские (workshop's)

Еще один вид обучения взрослых, который может применяться как самостоятельно, так и входить составной частью в тренинг. Проведение мастерской предполагает, что преподаватель делит группу на мини-группы, каждая из которых занимает определенное пространство — комнату, часть комнаты или территории, стол и т. д., и выполняет различные задания. В задачи тренера входит: четкая постановка задач перед участниками, оказание помощи в их реализации, корректировка и проверка найденного решения. Этот вид обучения зарекомендовал себя как чрезвычайно эффективный. Он подходит для больших тренинговых групп, особенно в случае, когда количество демонстрационных материалов ограничено или необходимо задействовать всех участников одновременно.

I like very much this iPage Hosting Review because this is based on customer experience. If you need reliable web hosting service check out top list.
© 2018 SBS Consulting. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
Joomla Templates designed by Best Cheap Hosting