Социологические исследования

Социологические исследования, связанных с работой персонала

Цели

Цели и методы проведения исследований среди сотрудников предприятия могут быть различными, например:

  • Аттестация сотрудника (оценка результатов как самим сотрудником, так и другими его коллегами)
  • Аттестация руководителей (предполагает оценку их работы со стороны подчиненных)
  • Анализ удовлетворенности работой и лояльности
  • Получение данных для мотивации сотрудников
  • Получение идей от сотрудников
  • Получение социологической и другой статистической информации

а также другие, основывающиеся на информации о сотрудниках или от сотрудников.

Методы

В первую очередь опросы делятся на массовые и индивидуальные. Они не отличаются технически, однако некоторые методы анализа, описанные ниже, применимы только к массовым опросам.

Разделяют два основных метода проведения опросов: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование подразумевает самостоятельное заполнение респондентами подготовленных анкет. При этом вопросы подразумевают открытые (без вариантов ответов) и закрытые (с вариантами ответов), иногда с возможностью внесения дополнительной информации и комментариев.

В случае, если респонденты имеют доступ к компьютеру и Интернету, анкетирование может проводиться при помощи программного обеспечения. Обычно это веб-сайты с возможностью организации опросов. Анкетирование через интернет имеет свои преимущества, поскольку снижается процент неправильно заполненных анкет (возможен промежуточный контроль введенных данных). Кроме этого значительно сокращаются время и затраты на обработку информации. В случае закрытых вопросов ответы могут быть получены в режиме он-лайн по мере поступления информации.

Интервьюирование проводится очно, в виде беседы с респондентом. При этом возможен как более глубокий анализ информации, получаемый от респондента, так и наблюдение поведения, определение степени искренности, заинтересованности и других эмоционально-социологических аспектов.

При этом интервьюирование занимает больше времени и должно проводиться подготовленным человеком, как с точки зрения материала, так и общения.

Также разделяют анонимные и не анонимные опросы.

Технически анонимное анкетирование может быть обеспечено и в бумажном варианте (почтовый ящик для заполненных анкет), так и в электронном виде (анонимный вход на сайт для анкетирования). При проведении интервью анонимность обеспечивается сложнее, например когда интервью проводит сторонний специалист, который не знает сотрудников в лицо и не узнает контактную информацию в ходе интервью. Конечно при небольшом числе сотрудников их можно определить по внешним признакам, однако сохранение анонимности может быть частью договора с компанией, которая проводит опрос.

Определение степени правдивости ответов является отдельной задачей, на которую влияют многие факторы. Конечно все хотели бы увидеть правдивые на 100% ответы.

Однако на релевантность ответов влияют как внутренние, так и внешние факторы. С внешней стороны это и корпоративная культура и тип управления в компании (авторитарный или демократический), практика применения наказаний за нелояльность, психологический климат в коллективе. С внутренней стороны это субъективность восприятия человеком самого себя и своего места в компании. Также на релевантность ответов большое значение имеют корректно поставленные вопросы.

Наиболее оптимальный выбор метода опроса должен производиться с учетом всех вышеописанных факторов, включая цели, объем работы и состояние среды, в которой проводится опрос.

Порядок проведения

Подготовка опроса

Подготовка опроса является основным этапом, который существенно влияет на результаты. На этом этапе выбирается вид опроса, подготавливаются вопросы и варианты ответов (если предусмотрено), проводится подготовка программного обеспечения, если опрос будет проводиться через интернет.

Если предполагается проведение интервью, проводится подготовка интервьюеров, при необходимости прорабатываются дополнительные вопросы, сценарии. Также при необходимости предварительно изучается информация об респондентах, включая личные данные, должностные обязанности, результаты предыдущих опросов и т.п.

Подготовка вопросов и вариантов ответов является отдельной задачей. Помимо собственно сбора информации в анкету могут включаться вопросы для контроля правдивости ответов и решения других технологических задач. Желательно проведение тестирования анкеты для определения понимания ее целевой  аудиторией.

При невозможности тотального опроса необходимо определение объема опроса, который бы обеспечивал

Проведение опроса

Поскольку заполнение анкет редко является основным занятием сотрудников и они заняты работой, необходима организационная поддержка проведения. Для этогодолжно быть правильно выбрано время, когда человек может освободиться от работы и «развлечься», например, после обеденного перерыва. В противном случае заполнение анкет может превратиться в механическое проставление птичек где попало и не приведет к нужным результатам.

Проведение интервью требует также подготовки – выбора помещения, разработку графика проведения интервью, создания определенной обстановки, располагающей к беседе.

Обработка данных 

Является техническим этапом, который планируется на этапе подготовки. Информация может быть обработана как в простейшем виде путем подсчета количества людей, выбравших тот или иной вариант ответа в закрытых вопросах, так и в сборе и структурировании информации, полученной в результате интервью.

При заранее понятных отклонениях в ответах может быть произведена корректировка результатов.

Анализ полученных результатов 

Анализ полученных результатов может проводиться как на основании данных, полученных в результате опроса, так и с включением внешних данных. Например, может быть проведен бенчмаркинг для сравнения с результатами других компаний на рынке (если это возможно), с результатами предыдущих опросов в компании (если таковые проводились), а также желаемыми результатами. Также могут применяться более сложные методы обработки с вычленением групп со схожими вариантами ответов (в основе которых могут лежать как аналитическая обработка информации, так и методы искусственного интеллекта для многофакторного анализа и большой статистической базы).

Кроме собственно анализа данных проводится анализ качества полученных данных, если эта возможность была предусмотрена. Определяется правдивость, явная неадекватность и другие отклонения от нормы. При низком качестве полученных результатов их использование для принятия решений довольно сомнительно.

I like very much this iPage Hosting Review because this is based on customer experience. If you need reliable web hosting service check out top list.
© 2018 SBS Consulting. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
Joomla Templates designed by Best Cheap Hosting